В День Рождения Святителя Николая хотелось бы рассказать о новой иконе которая появилась недавно в нашем монастыре. Это список с чудотворной иконы «Никола Устричный» выполненный и освященный на Святой горе Афон. Духовное чадо нашей матушки игумении Еввулы передали ей его в дар несколько месяцев назад. Теперь эта иконочка каждый четверг выносится на молебен Святителю Николаю в 11.00, и переодически вечером монашествующие берут ее на крестный ход вокруг монастыря.
Вот краткая история этой святыни.
В главном соборе Афонского монастыря Ставроникита, освященного в честь святителя Николая, при колоне правого клироса, находится мозаичная чудотворная икона этого угодника Божия. Образ относится к XIII—XIV векам и носит название – «Никола Устричный», до сих пор на нем остаются признаки прилипшей раковины.
История его удивительна. В 1545 году афонские рыбаки, закинув в море сети, вытащили не рыбу, а икону. При этом чудном улове присутствовал патриарх Иеремия. Как икона оказалась в море? Существует два предания об этом событии. Согласно одному, икону бросили в море в IX веке иконоборцы и в воде она пролежала более семисот лет, оставаясь невредимой. После восстановления монастыря настоятелем Григорием икону выловил некий рыбак, промышляющий рыбной ловлей у берегов Афона. По другому преданию, икону забрали пираты во время грабительского набега на монастырь, драгоценный оклад сняли, а сам образ швырнули в море.
Пролежав несколько столетий в воде, икона уцелела, только в лобную часть изображения Святителя вросла перламутровая устричная ракушка. Сколь аккуратно и благоговейно ни пытались монахи отделить раковину от лика Николая Чудотворца, на челе Святителя образовалась рана, из которой потекла кровь, будто из живого тела. Так и осталась на иконе глубокая язвина до зрачка левого глаза и будто следы запекшейся крови.
Раковину, которая была отделена от иконы, разделили на две части. Из одной ее части сделали блюдце, в которое помещают во время богослужения верх Богородичной просфоры. Другая ее часть послужила материалом для создания уникальной панагии.