История

 

Уважаемые, прихожане. Открыв эту страничку вы впервые увидели копию гравюры на которой в правом верхнем углу изображена Свято-Никольская православная церковь на привокзальной площади гор. Александровска. Фото с оригинала любезно предоставил историк, директор музея “Замок Попова” в гор. Васильевка В.Стойчев. Иных фотографий или изображений не обнаружено.  
17 (29) октября 1888 года произошло крушение императорского поезда в котором пребывали император Александр III и его семья (в том числе и будущий император Николай II, страстотерпец) возле станции Борки в районе Харькова, Южной железной дороги. В катастрофе погибло 19 человек свиты, но царская семья не пострадала. Когда весть об этом долетела до столиц Российской империи, ее именовали уже чудом. И даже то, что расследование этого происшествия не подтвердили терракт, в памяти благодарных православных Российской империи оно сохранилось “ЧУДОМ”. Посудите сами: мог ли, даже такой как Александр Александрович, царь российский удерживать своими руками стальную крышу вагона-столовой весом более 18 тонн? Не провидение ли это Господнее?
В честь чудесного спасения царской семьи в селении Борки был выстроен дивный православный Храм Христа Спасителя, простоявший до окончания второй мировой войны. При проведении войсковой операции по освобождению харьковщины в купол Храма попал немецкий снаряд и храм рухнул. До сего дня Храм Христа Спасителя под Харьковым не восстановлен.
Для строительства же Храма Святителя Николая в городе Александровске, (ныне Запорожье), требовались деньги, место для строительства, и еще желание православных. Желание оказалось первичным. А вот землю для строительства пожертвовала меннонитская община селения Шенвизе, что на против станции Александровск-1 (Запорожье-1 !) железной дороги. Инециаторами строительства Храма Святителя Николая Чудотворца были мастеровые Лозово-Севастопольской (ныне Приднепровской) Ж.Д. В обласном архиве Запорожья сохранились документы подтверждающие желание и реализацию о местном храме. В те же времена начался земельный раздел под поселок Южный. Господин Ринкуль, начальник ЖД мастерских предложил построить храм на поселке южном в окончании улицы Столовской (ныне ул. Тополина) но сходка православных мастеровых решила принять предложение владельцев Шенвиза. И только через 100 лет после того судьбоносного решения Храм Святителя Николая Мирликийского стал на свое, ему предначертанное место. В конце улицы Тополина под адресом 34-а!
Сбор денег начался с оборудовании в зале ожидания станции Александровская-1 уоглка для молебнов и пожертвований с иконой Спаса нашего Иисуса Христа “ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ”. В скоре нужная сумма была собрана. Большой подвижкой вк началу строительства были 1,5% ежемесячные отчисления мастеровыми станции Александровской и ЖД депо и мастерских. К весне 1893 года заканчивались последние приготовления. Из Москвы бвл доставлен более чем 50-пудовый колокол для церковной колокольни. Наступил долгожданный день 9 (22) мая 1893 года храм был освящён священниками Соборной церкви именуемой сегодня Свято-Покровский Кафедральный Собор. На входных вратах храма была надпись:”В память 17 октября 1888 года” (день спасения Царской семьи ).
Сейчас на месте церкви стоит трамвайное кольцо возле железнодорожного вокзала «Запорожье I» устроенное в 1932 году. Большевистским строителям социализма не было никакого дела до духовности народа. Рушились церкви, рушилась и духовность народа. Народ можно было еще держать только в узде страха.
Церковь закрыли в 1930 году, а окончательно разрушили, разобрали по кирпичику, в 1932 г. Все сравнялось с землей.
В 1991 году усилиями и настойчивостью бывших (уже пожилых) прихожан Свято-Никольского храма городские власти выделили участок земли (в районе Южного рынка) под строительство новой церкви.
Первым настоятелем был о. Сергий Марущак он отслужил первую Божественную литургию в честь праздника Рождества Христова в 1992 году в помещении бывшего продовольственного склада на Южном рынке.
С февраля 1992 года указом преосвященного Глеба Епископа Днепропетровского и Запорожского настоятелем Свято-Никольского храма был назначен иерей Владимир Беспалый (позднее духовник монастыря Архимандрит Василий)
При настоятельстве о.Владимира территория храма значительно расширилась.
На территории находился старый бывший магазинчик батюшка с прихожанами оборудовали в нём помещение с бассейном для крещения взрослых и детей и к 1997 году пристроили храм в честь Рождества Иоанна Крестителя и достроили второй этаж для сестринских келий. Параллельно шли работы по пристройке к Никольскому храму Богородичного придела в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» вместе с колокольней. Этот придел начали строить потому, что в храме появилась икона Божией Матери «Взыскание погибших» Она была изуродована, её реставрировали (ныне покойный) Владимир Осьмуха и Светлана Беспалая (ныне монахиня Тамара) во время реставрации обнаружили надпись, что икона писана на Афоне в 1904 году иеромонахом Иоаникием. Приблезительно к окончанию 20-го столетия в храм принесли икону Святителя Николая Чудотворца Мирликийских. Икона была писана и гравирована на меди. Уже позже в одной из описей имущества церкви мы натолкнулись на запись, что икона “на жести св.Николай” подарена женщиной в 1921 году… а иных сведений более нет. Сейчас эта икона находится в Ильинском приделе.
Среди прихожан были люди желающие монашеского жития и в 2000 году по благословению высокопреосвященнейшего Василия, Архиепископа Запорожского и Мелитопольского при Свято-Никольском Храме образовалось подворье Свято-Елисаветинского женского монастыря (с. Камышеваха под руководством игумении Ирины (Скотар)
В этом же, 2000 году состоялся первый монашеский постриг.
В 2010 году пристроили к Никольскому храму придел в честь Пророка Илии (его икону реставрировали вместе с иконой «Взыскание погибших»)
20 декабря 2012 года по представлении рапорта Высокопреосвященнейшим Лукой, Архиепископом Запорожским и Мелитопольским, Священный Синод Благословил открытие Свято-Николаевского женского монастыря на основе Свято-Никольской церкви.
Вот уже нет с нами архимандрита Василия (Владимира Беспалого) почившего 11 февраля 2019 года и по просьбе его родных похороненого в городе Никополе, Никопольской епархии. Ушел еще раньше от нас протоиерей Сергей (Марущак), а дело их рук – Святая обитель в честь Святителя Николая Мирликийского все тверже стоит на земле Запорожской напоминая нам о Господе Боге, Иисусе Христе, Пресвятой Троице, Пресвятой Богородице, Святителя Николая Чудотворца, Апостола Андрея Первозванного  и многих, многих простых и не очень подвижниках Православной веры.
Снами Бог! Есть и будет! Аминь.
История не заканчивается…
Материал опубликован 14 февраля 2020 года на сайте Союза Православных Журналистов https://spzh.news/ru/news/68710-igumenija-zaporozhskogo-monastyrya-upc-ostajutsya-te-kto-ot-vsego-otkazalsya

На сегодняшний день в Свято-Николаевской обители проживает 14 монахинь. Самой старшей сестре-схимнице – 70 лет, а самой младшей послушнице нет еще и 30.

В монастырь может прийти любой человек, но остаются в нем только те, кто от всего отказался – истинные монахини. Об этом корреспондентам запорожского сайта 061.ua рассказали в Свято-Николаевском монастыре УПЦ – единственной женской обители Запорожья.
«Если человек не закончил свои земные дела, то он не может вступить на этот путь, – рассказал старший священник, благочинный, протоиерей Вячеслав Колондинкин. – Часто приходят и говорят: “У меня маленький ребенок, но я хочу в монахини уйти”. А на кого же детей оставить? Муж может не дать на это согласие. И в чем подвиг тогда заключен, если человек не может воспитать ребенка. Это лесть и обман. Детям нужно дать жизнь и оставить их достойно, а не так, что кто-то чужой будет их кормить, поить и одевать. Мы не можем таких принять в монашество, поскольку это идет вразрез со Священным Писанием».
Перед постригом новоиспеченных поступающих принято подвергнуть испытаниям, предлагая попробовать на себе уклад жизни сестер.
«Не каждый может понести этот труд, – пояснили в монастыре. – Тот, кто планирует вступить в монашество, находится под крылом старшей сестры. Она их читает, как открытую книгу и видит, кто уже готов, а кому стоит повременить. Все, что происходит в монашеской жизни осуществляется не по воле монаха. Господь ложит на сердце. Человек может быть год, семь, двадцать лет в иночестве и не принять монашество. Монашество – это не цель, а средство спасения. Смирение – это всегда борьба с собой».
Как рассказала старшая сестра монастыря матушка Еввула, бывает, что люди приходят в монастырь с горя, но они не остаются и рано или поздно уходят в мир.
«Если это призвание, то это видно.<…> Бывает, что приходят девушки, которые находятся на раздорожье и не знают, как им правильно поступить. Иногда замечаем, что люди приходят, как на разведку с тем, чтобы освободиться от тяжкого груза. Мы сначала берем их на три дня, чтобы присмотреться. Обычно в молитве Господь открывает путь. На них никто не давит, и они полагаются только на свою волю. В итоге остаются те, кто от всего отказался. Это истинные монахини», – подчеркнула матушка.
Авторы репортажа констатировали, что монашеская жизнь – это тяжкий ежедневный труд. Сестры просыпаются в половину четвертого утра, идут на утреннее молитвенное правило с четками, после начинается молебен, литургия. После молитвы сестры принимаются за послушания – шьют, убирают в храме и на улице, занимаются садом, стиркой, пекут пироги, благоустраивают придомовую территорию и многое другое. Затем все собираются на трапезу и со второй половины дня снова продолжают трудится до вечерней службы и вечернего монашеского правила. В кельях читают свою молитву, если остается свободное время. Если этого времени нет, то сестры просыпаются еще раньше и принимаются за молитву глубокой ночью. Есть монахини, которые вообще не знают сна. Едят они два раза в день за общим столом, брать пищу в келию не допускается – только если послушница по состоянию здоровья не может сама спуститься за общий стол.
«Личного времени очень мало. Если кто-то из сестер устала, мы даем ей небольшой отдых. Да, они могут пользоваться телефонами. Хотя мы не очень этому рады. Это им самим мешает. В других монастырях послушницам и инокиням могут вообще не давать телефоны. Мы это разрешаем, поскольку сестер очень мало, а территория большая. Иногда бывает, что для того, чтобы найти сестричку, легче позвонить», – отметила матушка Еввула.
На территории монастыря есть трапезная, библиотека, ризница и швейная мастерская. Также на выходных здесь работает воскресная школа. Несколько месяцев назад у входа в монастырь открыли небольшой магазинчик «Чайная в Никольском» – здесь можно купить монастырскую выпечку, чай, мед и вышитые сестрами аксессуары. Лавка, в которой людей обслуживают послушницы монастыря, уже имеет своих постоянных клиентов, и монахини надеются, что таким образом смогут привлечь внимание людей и к жизнедеятельности храма.
Отец Вячеслав вскользь упомянул о том, что после скандала с предыдущей настоятельницей матушкой Клеопатрой, которая перешла в ПЦУ, обители понадобилось много времени на восстановление административно-хозяйственной деятельности.
«Все, что здесь вскрылось после не очень хочется выносить наружу. Эта болезненная тема коснулась всех – и тех, кто живет здесь, и прихожан. Мы потихоньку восстанавливаем все то, что было здесь набедокуренно. У нас есть сайт новый. Старый сайт мы временно заблокировали, потому что Клеопатра им пользовалась и взымала пожертвования, уже не являясь игуменьей этого монастыря. Юридически она не является здесь никем, но счета были открыты на ее личную фамилию», – пояснил он, добавив, что сейчас документация уже переведена на других доверенных лиц, но в ЕГР религиозная организация «Свято-Николаевский женский монастырь» по-прежнему числится за экс-настоятельницей.