Мы должны прославлять Христа за первое основание любви к ближнему. Но мы видим, что многие имеют другие побуждения к любви: один любит потому, что его самого любят; другой потому, что его уважают; иной потому, что ближний в некотором житейском деле был для него полезен; а четвертый почему-нибудь другому. Но трудно найти такого, который бы любил ближнего искренне и как должно- для Христа. Ибо многие соединены друг с другом только житейскими делами. Павел не так любил- он любил для Христа, и хотя не был любим так, как сам любил, впрочем, не ослаблял любви своей, а дал ей укорениться в себе. Но нынешняя любовь не такова. Исследуя все, мы найдем у многих в любви более пиитического, нежели истинного. И если бы кто позволил мне в сем многолюдном собрании учинить такое исследование, то я показал бы, что весьма многие соединены между собою житейскими видами. Это открывается из причин, производящих вражду.Так как они соединены между собою преходящими выгодами, то посему любовь их не имеет ни пламенности, ни постоянства- напротив, каждая обида, или потеря денег, или зависть, или любовь к тщеславию, или другое что сему подобное легко разрушает их любовь, ибо она не имеет духовного корня. Если бы был такой корень, то ничто бы житейское не могло разрушить духовного. Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима, ничто оную расторгнуть не может: ни клеветы, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное сему. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за сию любовь, не оставит ее. Ибо кто любит за то, что его любят, тот- случись с ним неприятность- прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью, никогда не оставит оной. Посему и Павел сказал: любовь никогда не перестает (1 Кор. 13,8).Что ты скажешь мне в защиту свою: тебя обидел тот, который был почтен тобою? Или облагодетельствованный тобою хотел убить тебя? Но если ты любишь для Христа, то и сие самое располагает тебя к большой любви. Что у других служит к разрушению любви, здесь то же самое служит к утверждению оной. Почему же? Во-первых, потому, что таковой бывает для тебя виновником наград; во-вторых, потому, что он имеет нужду в большей помощи и заботливости о нем. Посему, кто так любит, тот не разбирает ни рода, ни отечества, ни богатства, ни взаимной любви к себе, ни другого чего-либо подобного. Но хотя бы его ненавидели, обижали, умерщвляли, не перестает любить, имея достаточную причину к любви- Христа. На Него неуклонно взирая, он пребывает тверд. Ибо и Христос таким же образом любил врагов неблагодарных, обидчиков, поносителей, ненавистников, не хотевших смотреть на Него, предпочитавших Ему дерево и камни,- любил их высочайшею любовью, которой нельзя найти подобной. Ибо говорит: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Смотри, как Он заботится и о тех, которые распяли Его и которые столько оказали неистовства над Ним! Так говорил Он о них ко Отцу: прости им: ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34), и после сего послал еще к ним учеников. Итак, поревнуем и мы сей любви и будем взирать на нее, дабы, сделавшись подражателями Христу, удостоится и здешних, и будущих благ благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.