Не для того дана ночь, чтобы мы во всю ее спали и бездействовали. Свидетели тому ремесленники, погонщики мулов, торговцы, Церковь Божия, восстающая среди ночи. Восстань и ты, посмотри на хор звезд, на глубокую тишину, на великое безмолвие- и удивляйся делам Господа твоего. Тогда душа бывает чище, легче и бодрее, бывает особенно способна воспарять и возвышаться; самый мрак и совершенное безмолвие много располагают к умилению. Если взглянешь на небо, испещренное звездами, как бы бесчисленным множеством глаз, то получишь совершенное удовольствие, помыслив тотчас о Создателе. Если представишь, что те, которые в течение дня шумят, смеются, играют, скачут, обижают, лихоимствуют, досаждают, делают бесчисленное множество зол, теперь нисколько не отличаются от мертвых, то познаешь все ничтожество человеческого самолюбия. Сон пришел и показал природу как она есть; он есть образ смерти, он есть образ кончины. Если взглянешь на улицу, не услышишь ни одного голоса; если посмотришь в доме, увидишь всех лежащими как бы во гробе. Все это может возбудить душу и привести на мысль кончину мира.
Говорю это мужам и женам. Преклони колена, воздыхай, моли Господа твоего быть милостивым к тебе. Он особенно преклоняется на милость ночными молитвами, когда ты время отдохновения делаешь временем плача. Вспомни о царе Давиде, как он говорит: утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс. 6, 7). Какие бы ты не имел удовольствия, не будешь богаче Давида. Но он же в другом месте говорит: в полночь воставал славословить Тебя за праведные суды Твои (Пс. 118, 62). Тогда не беспокоит тщеславие; ибо как это возможно, когда все спят и не видят? Тогда не нападают леность и беспечность; ибо как это возможно, когда столь многое возбуждает душу? После таких всенощных бдений бывают и сон приятный, и видения чудные. Это делай и ты, муж, а не одна только жена. Пусть дом сделается церковью, составленною из мужей и жен. Не считай препятствием этому то, что ты муж только один и что она жена только одна. Где двое или трое, говорит Христос, собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). А где присутствует Христос, там великое множество; где Христос, там необходимо бывают и ангелы, и архангелы, и прочие силы. Посему вы- не одни, когда с вами Господь всех. И еще послушай, что говорит премудрый: лучше один праведник, нежели тысяча грешников (Сир. 16, 3). Нет ничего бессильнее многих грешников и ничего сильнее одного, живущего по закону Божию. Если у тебя есть дети, то подними и детей, и пусть во время ночи весь дом сделается церковью; если же они малолетние и не могут переносить бодрствования, то пусть совершат или выслушают, по крайней мере, одну молитву или две и успокоятся; только ты встань, только ты себе обрати это в навык. Нет ничего прекраснее жилища, в котором совершаются такие молитвы. Послушай, что говорит пророк: я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи (Пс. 62, 7). Но, скажешь, я утомился в продолжении дня и не могу встать. Это- отговорка и предлог, ибо сколько бы ты не трудился, не потрудишься более кузнеца, который опускает тяжелый молот с великой высоты на уголья и по всему телу пропитывается дымом и проводит в этом большую часть ночи. И вы, жены, знаете, когда вам бывает нужно идти в поле или прийти в ночное собрание, как там проводят целую ночь без сна. Так и у тебя пусть будет духовная наковальня, чтобы ковать не котлы и сковороды, но душу твою, которая лучше всякого произведения из меди и золота. Ее, постаревшую от грехов, ввергни в горнило покаяния, ударяй ее с великой высоты молотом, то есть исповеданием грехов, воспламени огонь духа. Твое художество гораздо лучше. Ты устрояешь не золотые сосуды, но душу, драгоценнейшую всего золота, подобно как кузнец свое произведение. Ты не вещественный изготовляешь сосуд, но освобождаешь душу от всякого житейского попечения. Пусть предстоит пред тобою светильник, не этот сгорающий, но тот, который имел у себя пророк, как он говорит: слово Твое- светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118, 105). Воспламени душу молитвою; если увидишь, что она имеет довольно огня, то вынь ее из этого горнила и устрой ее, как хочешь. Поверь мне: не столько огонь истребляет ржавчину металла, сколько ночная молитва- ржавчину грехов наших. Устыдимся если не кого другого, то хотя ночных стражей. Они, повинуясь человеческому закону, обходят во время стужи, громко крича и проходя по улицам, часто под дождем и оцепенев от холода, для тебя, для твоей безопасности и для сбережения твоего имущества. Тот о твоем имуществе оказывает такое попечение, а ты не оказываешь даже о душе своей. И притом я не заставляю тебя ходить, подобно ему, под открытым небом, ни громко кричать и надрываться; но, находясь в том же самом жилище, преклони колена, обратись с молитвою ко Господу. Для чего Сам Христос на горе пробыл всю ночь (см. Лк. 22, 46)? Не для того ли, чтобы подать нам Собою пример? Тогда растения восстанавливают свои силы, то есть во время ночи; тогда особенно и душа их еще более принимает в себя росу. Что днем попаляется солнцем, то освежается ночью. Ночные слезы лучше всякой росы нисходят и на пожелания, и на всякое пламенное разжжение и не попускают потерпеть ничего вредного. Если она не будет питаться этою росою, то будет сжигаться во время дня. Впрочем, да не подвергнется никто из вас сожжению от этого огня, но, пребывая в прохладе и под покровом человеколюбия Божия, да сподобимся все мы освободиться от бремени грехов благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава, держава, честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.