БЕСЕДА СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА О ПУТЯХ ПОКАЯНИЯ.

Иоанн Златоуст – биография, фото, икона, молитва, храм - 24СМИ

Много согрешили мы, знаю это и я? Все мы находимся в эпитимиях, однако ж не оставлены без надежды на помилование, не лишены покаяния, потому что стоим еще на поприще борьбы и находимся в подвигах покаяния. Старец ты, и достиг крайнего предела жизни? Не думай, однако ж, будто отнято у тебя покаяние; не отчаивайся в своем спасении, но подумай о разбойнике, который на кресте спасен. Что короче того часа, в который он получил венец? Однако ж и этого часа достаточно было ему для спасения. Юноша ты? Не полагайся на юность и не думай, что у тебя впереди довольно времени для жизни, ибо день Господень так придет, как тать ночью (Фес. 5, 2). Для того Бог и сделал неизвестною нашу кончину, чтобы мы сделали известною свою заботливость и осмотрительность. Не видишь ли, сколько каждый день похищается преждевременною смертию? Поэтому и увещевает некто: не медли обратиться ко Господу, и не откладывай со дня на день (Сир. 5, 8), чтобы, если будешь медлить, не погибнуть тебе. Старец да последует тому увещанию, а юноша этому внушению. Но ты в безопасности, ты богат и изобилуешь деньгами, с тобою не бывает никакой неприятности? Но послушай, что говорит Павел: когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фес. 5, 3). Дела весьма переменчивы; мы не властны в смерти, будем властны в добродетели: человеколюбив Господь наш Христос!

Хотите, скажу и о путях покаяния? Они многочисленны, разнообразны и различны, и все ведут к небу. Первый путь покаяния есть осуждение грехов: говори ты, чтоб оправдаться (Ис. 43, 26). Поэтому и пророк говорил: я сказал: «исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (ПС. 31, 5). Итак, осуди и ты грехи свои: этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший грехи свои не так скоро решится опять впасть в них. Пробуди внутри у себя обличителя – твою совесть, дабы там, на судилище Господнем, не иметь тебе обличителя. Вот один путь покаяния, прекраснейший! Есть и другой, не хуже этого, состоящий в том, чтобы не злопамятствовать на врагов, воздерживаться от гнева, прощать грехи сорабам, потому что в таком случае простятся нам и наши грехи против Господа. Вот и второе средство очиститься от грехов! Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, говорит Господь, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). Хочешь знать и третий путь покаяния? Это пламенная и усердная молитва, возносимая притом от самой глубины сердца. Не видел ли ты, как та вдовица умилостивила жестокого судью (см. Лк. 18, 2-8)? А у тебя Владыка кроткий, снисходительный и человеколюбивый. Она просила защиты от врагов, а ты просишь о своем спасении. Если же хочешь знать и четвертый путь, то назову милостыню: она имеет великую и несказанную силу. И Навуходоносору, который сделал всякого рода грех и совершил всякое нечестие, Даниил говорит: царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным (Дан. 4, 24). Что может сравниться с этим человеколюбием? После бесчисленных грехов, после стольких беззаконий грешнику обещается прощение, если он будет человеколюбив к своим сорабам. Также скромность и смиренномудрие не менее всех сказанных средств заглаживает грехи: свидетель тому мытарь, который не мог указать на свои добрые дела, но вместо всех выставляет смирение – и слагает с себя тяжкое бремя грехов (см. Лк. 18, 13).
Вот мы показали пять путей покаяния: первый – осуждение грехов, второй – отпущение грехов ближним, третий состоит в молитве, четвертый – в милостыне, пятый – в смиренномудрии. Итак, не оставайся в праздности, но каждый день проходи по всем этим путям, потому что и пути удобные, и ты не можешь отговориться бедностию. Нет, хотя бы жил ты беднее всех, можешь и оставить гнев, и смириться, и помолиться усердно, и осудить грехи, словом, бедность ни в чем этом не служит помехою. И что говорю об этом, когда и на том пути покаяния, на котором нужно издерживать деньги (разумею милостыню), – и там бедность нисколько не препятствует нам исполнить заповедь; это показала вдовица, положившая две лепты (см. Мк. 12, 42). Итак, узнав способ врачевания наших ран, будем постоянно употреблять эти лекарства, чтобы восстановить в себе истинное здравие, и вкусить нам с дерзновением священной трапезы, и встретить с великою славою Царя славы Христа, и получить вечные блага благодатию и щедротами, и человеколюбием господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым слава, держава, честь Отцу со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *