
Часто многие из отцов делают все и принимают все меры, чтобы у сына было все, а о том, чтобы у него была хорошая душа и благочестивое настроение, нисколько не заботятся. Это и расстраивает всю вселенную – то, что мы нерадим о своих детях: заботимся об их богатстве, а душою их пренебрегаем, допуская крайне безумное дело. Ибо, хотя бы и велики и драгоценны были богатства, но если человек не способен распоряжаться ими добродетельно, то все погибнет и исчезнет вместе с ним и причинит владельцу крайний вред; а если душа его будет благородна и любомудра, то хотя бы у него не было собрано ничего, он будет в состоянии свободно распоряжаться имуществом всех. Итак, нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми серебром и золотом и тому подобным, но чтобы они были богаче всех благочестием, любомудрием и другими добродетелями, чтобы они не нуждались во многом, чтобы не увлекались житейскими предметами и пожеланиями. Нужно тщательно смотреть за входами их и выходами и за поведением и знакомствами, в той уверенности, что за небрежение об этом мы не получим прощения от Бога. Ибо, если мы отдадим отчет в попечении о других: никто, говорит апостол, не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор. 10, 24), – то тем ли более в попечении о детях? Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в руки твои всю власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и воспитывать повелел Я; какое же ты можешь иметь оправдание, если пренебрегаешь его неповиновением? Что скажешь ты? То ли, что он необуздан и упрям? Но это надлежало предвидеть вначале, когда он был способен к обузданию и весьма молод, и обуздывать его тщательно, приучать к должному, исправлять, наказывать душевные болезни его. Когда возделывание более удобно, тогда и нужно исторгать терние: когда при нежности возраста оно легче может быть вырвано, когда страсти, оставленные в пренебрежении и возросшие, не сделались неудобоисправимыми. Посему и говорит премудрый: есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их, когда воспитание может быть удобнее (Сир. 7, 25). И не только Бог повелевает, но и Сам содействует тебе в этом деле. Как и каким образом? Кто злословит отца своего или мать свою, говорит Он, того должно предать смерти (Исх. 21, 17). Видишь ли, какой внушил Он детям страх? Каким оградил опасением? Какою сильною сделал твою власть? Какое же можем мы сказать оправдание, если Он Сам не щадит даже их жизни, когда они оскорбляют нас, а мы даже не хотим выразить им неудовольствия, когда они оскорбляют Бога? Я, говорит Он, не откажусь даже умертвить оскорбившего тебя – а ты не хочешь даже опечалить словом преступающего Мои заповеди. Как это может быть достойно прощения? Ты видишь, что он оскорбляет Создателя, и не негодуешь, не устрашаешь и не наказываешь, притом зная, что Бог запретил это не потому, будто бы Ему был какой-нибудь вред от оскорбления (так как Божество недоступно для вреда), но для спасения его же самого. Ибо кто неблагодарен и бесчувствен по отношению к Богу, тот гораздо более неистовым может быть в отношении к родителю и к собственной душе.
Итак, не будем беспечными, зная, что дети, хорошо настроенные в отношении к Богу, будут честными и отличными и в отношении к настоящей жизни. Человека, живущего добродетельно и скромно, все уважают и почитают, хотя бы он был беднее всех; а порочного и развратного все отвращаются и ненавидят, хотя бы он владел великим богатством. И не только от других людей такой сын будет пользоваться уважением, но и для тебя, родителя, будет более любезным, представляя, кроме природы, еще другое, не меньшее побуждение к любви – добродетель, и не только более любезным, но и более полезным для тебя, угождая тебе, услуживая, поддерживая в старости. Как неблагодарные в отношении к Богу презирают и родителей, так благоговейные пред Создателем оказывают и родителям великое почтение. Посему чтобы тебе заслужить одобрение и от Бога, и от людей, сделать для себя жизнь приятною и избавиться от будущего наказания, оказывай все попечение о сыне твоем…
…Также и Давид, когда умирал, призвал сына своего и вместо великого наследства внушал и непрестанно говорил ему следующее: если ты, сын мой, захочешь жить по заповедям Божиим, то не постигнет тебя никакое неожиданное зло, но все дела будут идти у тебя благополучно и будешь ты наслаждаться великою безопасностию; если же лишишься этой помощи, то не будет тебе никакой пользы от царства и от великого могущества. Это и подобное говорил он, хотя и не такими словами.
Это и мы, и при жизни и при смерти, будем говорить детям своим и внушать им, что великое богатство, неизживаемое наследство и непогибающее сокровище есть страх Божий; и станем стараться оставлять им не богатство погибающее, но благочестие пребывающее и неиссякаемое. Когда нет благочестия, тогда и имеющееся богатство погибает с опасностями и крайним стыдом; а когда оно есть, тогда и неимевшееся прибывает. Если ты хорошо воспитаешь сына своего, то и он – своего сына; и как бы некоторая цепь и ряд прекрасной жизни будет продолжаться всегда, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках…
…А кто живет во грехе, тот никогда не может спастись, но неизбежно и здесь подвергается бесчестию, и по отшествии отсюда будет наказан бесконечными мучениями. И однако, зная это, мы о маловажном много заботимся, а на важнейшее не хотим и обратить внимание: видя беснующегося – плачем, а видя согрешающего, даже и не чувствуем, тогда как следовало бы сокрушаться и плакать, или, лучше, не плакать только, но и удерживать, обуздывать, советовать, убеждать, устрашать, укорять, прогонять эту болезнь всеми способами врачевания и подражать той вдове, о которой говорит Павел: она воспитала детей (1 Тим. 5, 10). Ибо не к ней только, но и ко всем он обращает эти слова и всех увещевает так: воспитывайте детей в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). Это -первое и величайшее из благ.