Литургия — это греческое слово. Оно переводится как «общее дело».Это самое главное, очень радостное и торжественное Богослужение Православной Церкви, во время которого совершается Таинство Евхаристии.
Это тоже греческое слово, которое означает «благодарение». Евхаристия совершается в воспоминание Крестной Жертвы Христа и Его Воскресения.
В древней ветхозаветной Церкви был обычай: встречать праздники молитвами, произносимыми дома, накануне праздничного дня. В этих молитвах люди благодарили Бога — Подателя жизни. А символами жизни были хлеб и вино, подаваемые к праздничному столу. Над ними произносились особенные благословения, напоминающие о словах святого пророка Давида:
— И вино веселит сердце человека, и хлеб сердце человека укрепит (Пс. 103, 15).
Этот обряд совершался вечером и потому назывался «вечеря», то есть «ужин».
Господь Иисус Христос установил Евхаристию во время последней вечери с учениками, это было накануне праздника иудейской Пасхи.
Христос преломил хлеб и подал его ученикам так, как это было принято по обычаю. Но Спаситель произнес при этом не только обычную молитву, но слова, значение которых Его ученики поняли лишь позже:
— Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).
А после вечери, подавая ученикам чашу с вином, Господь сказал:
— Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается (Лк. 22. 20),
Христос говорил о Своей будущей Крестной муке, о смерти и о Воскресении, Которым будет спасен мир от вечной смерти и рабства греху.
Действием благодати Божией хлеб и вино стали Плотью и Кровью Христовой. Господь теперь явился даже не в человеческом образе, но в Святых Дарах, принимаемых внутрь человека и освящающих все его существо.
Так впервые была совершена Евхаристия. Это священнодействие Церковь называет Таинством, потому что при его совершении является Господь, и Благодать Божия изливается на человека, который принимает Святые Дары, или, по-церковному, причащается их.
Божественная литургия — это своего рода икона Воскресения Христова, выраженная языком Богослужения. Поэтому литургия обязательно совершается в воскресные дни и в другие праздники, а в храмах, где есть такая возможность, и каждый день.
Литургия должна совершаться непременно в храме, у которого престол (или, по крайней мере, вместо престола антиминс. Антиминсом называется плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб. В каждый антиминс влагается частица святых мощей, потому что литургия в древности совершалась на гробах мучеников), на котором совершается Таинство, должен быть освящен архиереем. В литургии под наружными обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа, как то: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение на небо.
Литургия разделяется на три главные части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.
Но этой службы не бывает в будние дни Великого поста. Ведь Великий пост — это время покаянной печали, а литургия — всегда торжество.
Однако и в это время Церковь преподает Святые Дары людям. В среды и пятницы Великого поста совершается Божественная литургия Преждеосвященных Даров. За ней причащаются Святыми Дарами, освященными прежде за литургией в воскресный день.
С древних времен в Церкви существует благочестивая традиция подготовки к Таинству Причастия. Человек несколько дней соблюдает особенно строгий пост (вкушает пищу только растительного происхождения), читает духовные книги и, главное, молится в храме и дома. Есть даже специальное молитвенное правило для тех, кто готовится к Причастию. А в самый день причащения или вечером накануне Церковь предлагает непременно придти к Таинству Исповеди: чтобы испытать свою совесть и принести Богу покаяние в совершенных грехах.
Церковные правила повелевают всякому человеку приступать к Святым Тайнам в чистоте тела и души. Ведь мы соединяемся с Самим Богом, Самим Небесным Царем,и должны быть готовы ко встрече с Ним.