«В БУКЕТЕ НАШИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ ОДНИМ ИЗ ЦЕННЕЙШИХ ЦВЕТКОВ ДОЛЖНО БЫТЬ МИЛОСЕРДИЕ»

Святая Церковь, заботясь о нашем спасении, как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, вновь предлагает взглянуть на наши душевные качества.

«Всё, чем обладает человек, в том числе и его душевные качества, даровано Богом. Душа ребёнка после таинства Крещения при духовном рождении представляет собой чудесный по своей неповторимой красоте сад в пору цветения. С годами же этот сад либо становится ещё краше, либо так и остаётся невозделанным, постепенно зарастая сорняками и бурьяном. Всё зависит от самого человека, от того, будет он культивировать всё лучшее, что в нём заложено Богом или нет? К сожалению, современное общество совершенно об этом не говорит. Стоит ли поэтому удивляться, что так мало в нашей жизни примеров милосердия, доброты и сострадания. Только Церковь неустанно говорит об этом и напоминает, что если человек перестанет заботиться о своей душе, о своих духовных качествах, то доминировать начнут звериные инстинкты. То есть будет происходить то, что мы видим на протяжении последних нескольких лет в разных странах мира. Мы видим, что у современного человека отсутствует одна из главных христианских добродетелей – милосердие. Даже само слово «сострадание» общество хочет вытравить из нашего языка, заменив его на безликое слово «эмпатия». Делается это с одной единственной целью – лишить человека качеств, дарованных ему Богом. Отныне нет сострадания, а есть только эмпатия – осознанное сопереживание, за которое отвечает разум, а не сердце. Необходимо прежде провести специальный анализ эмоционального состояния человека и лишь после этого начать ему сопереживать. Вот почему в букете наших добродетелей на сегодняшний день одним из ценнейших цветков должно быть милосердие. Мы часто видим людей, которые, как нам кажется, не достойны нашего милосердия, не достойны нашего сострадания. Нам не хочется даже думать о них. Но разве для того, чтобы творить милостыню, нам нужно, чтобы нас об этом кто-то попросил или, чтобы обездоленный нам нравился? Если мы называем себя православными христианами, то и поступать должны по-христиански. Любовь к Богу приобретает в сердце человеческом действительное значение, лишь становясь любовью к людям. Прийти к ним на помощь, не осудить, а помочь. И тогда за нашим милосердием придет благость для всех, кто нас окружает, а за благостью – смиренномудрие. Но на пути к этому есть одно существенное препятствие – это завись. Это тот самый порок, который никогда не насытится. Зависть сопровождает человека всю его историю. Каин завидует брату Авелю за то, что Бог принял жертву последнего и «не призрел» на его собственную. Каин не прислушивается к голосу Божьему, заманивает брата в поле и убивает. В наказание Господь обрекает преступника на изгнание. Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов, которыми управляет дьявол. Это «Каиново семя, подобно сорняку, прорастая в нашей душе, способно заглушить те нежные побеги, которые могли бы стать прекрасными цветами. Подавить те малые ещё ростки наших добродетелей, которые мы, может быть, и хотели бы взращивать, но по разным причинам из-за нашей повседневной суеты, всё откладывали. Не будем же откладывать, и пока у нас еще есть время, поспешим избавляться от всех своих страстей, от своих пороков, которые мешают нашим душам расцвести. А Господь нам в этом всегда поможет».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *